Итак, в прошлой статье было упомянуто о проблеме переглушивания помещений, о том что с низкими частотами не справиться пирамидками из-за физики волн. Сейчас мы немного подробнее рассмотрим где же геометрическая акустика всё-таки работает, и как это использовать.
Где работает геометрическая акустика
Даже в звукорежиссуре есть такой известный приём: не перегружать микс излишними тяжелыми хвостами реверберации, а использовать только ранние отражения для «планов» и пространственной локализации. Именно ранние отражения зачастую отвечают за тот самый 3D-эффект. С помощью них мы можем создавать виртуальную иллюзию пространства.
Если вы уже начали эпопею с передвижением места прослушивания и АС по комнате и уже нашли неплохую точку в соответствии с рекомендациями из прошлой статьи, то следующим этапом может стать коррекция уровня ранних отражений. Чтобы определить места самых интенсивных ранних отражений в соответствии с размерами прямоугольного или квадратного помещения (при иных формах всё будет непредсказуемо), можно воспользоваться этим калькулятором.
Что с ними делать?
К обустройству точки прослушивания можно подойти с разных концов, в прямом смысле. Конечно, это тема для целой диссертации но вкратце мы можем вспомнить пару распространенных методов по Филиппу Ньюэллу:
— LEDE (Live-End-Dead-End, половина комнаты отражает, половина поглощает)
— NE (Non-Environment, бессредная комната, полностью поглощающая)
Допустим, мы хотим сделать зону ранних отражений полностью «мёртвой». Для этого нам нужно использовать поглощение. Лично мне на практике больше всего нравится использовать в зоне ранних отражений широкополосные поглотители. Широкополосные — самый простой вид поглотителя. Состоят из каркаса и волокнистого поглотителя внутри. Эффективность поглощения зависит только от объёмя поглотителя.
Данная ловушка за счет конструкции работает в широком диапазоне и уверенно поглощают середину (и нижнюю) и верх, что нам и нужно при коррекции ранних отражений. Так же, для тех кто боится отражений от каркаса, можно сделать и такой вариант с минимизацией твёрдых отражающих поверхностей:
Ещё есть тонкие и небольшие решения, которые будут эффективны на середине и верхе, но при этом будут занимать мало места. Если дизайн не позволяет сделать иначе, или просто нет места — это хороший выход. И крепить их можно вплотную к стене.
Так же, можно всячески сочетать диффузные рассеивание и поглощение. Эти два метода (LEDE и NE) даны только для ориентира. Если размер помещения позволяет, то ранние отражения можно сделать «живыми» диффузными, повесив диффузоры.
Диффузия
Представляя как работает физика и акустика, несложно представить, что угол падения равен углу отражения, и зная это, можно манипулировать временем и вектором прихода ранних отражений. От плоской твёрдой и плотной поверхности отражение придёт в первозданном виде. Эффект порхающего эха возникает из-за многократных переотражений плоских параллельных поверхностей. Диффузия — это разбиение одного целого отражения как бы на куски за счёт задержки во времени и изменения его направления.
Твёрдые неровные поверхности с сильными и частыми перепадами высоты могут помочь распределить плотность звуковой энергии и сделать диффузное поле. Голая стена — плохо. Книжный стеллаж, заполненный разными книгами — хорошо. Есть специально рассчитанные конструкции — диффузоры. Всё что может создать пространственно-временную дисперсию нам пригодится.
А в следующем материале мы поговорим, наконец, про бас, как его найти и поймать. Залезем в ту среду, где геометрическая акустика уже не работает, но работают волновые законы.